В 77 регионах поддержали пакет из четырех законопроектов “Единой России”, направленный на развитие фудшеринга. Речь идет в том числе об освобождении от НДС продуктов, которые передают на благотворительность, введении штрафов, если такая еда будет просроченной, а также наделении фондов и НКО правом распределять такие товары нуждающимся.
Минпромторг поддержал инициативы. Представители бизнеса считают, что налоговые послабления необходимы, так как в настоящее время участие в фудшеринге обходится производителям и ритейлу дороже, чем утилизация.
БОЛЬШИНСТВО ЗА
Пакет из четырех законопроектов депутатов Госдумы от фракции “Единой России” по развитию в стране фудшеринга поддержали 77 субъектов. Документами предлагается освободить от НДС продовольственные товары, переданные на благотворительность НКО (в объеме не более 1% от оборота торговых сетей), наделить фонды и НКО правом раздавать такие продукты нуждающимся и для этих целей создать два реестра: благотворителей (ритейлеры) и НКО (организаций, распределяющих продукты нуждающимся). Кроме того, документами вносятся изменения в КоАП, определяющие штрафы в случае раздачи населению таких товаров с уже истекшим сроком годности.
Исходя из отзывов субъектов, 71 регион поддержал законопроекты без комментариев и предложений. Еще шесть подготовили свои замечания.
Так, в Санкт-Петербурге отметили, что безвозмездная передача товаров от НКО непосредственным получателям не оформляется ни кассовыми чеками, ни каким-либо другим образом. Поэтому сложно будет определить, на каком этапе этот продукт может прийти в негодность – у магазина, добровольца или уже у потребителя. Кроме того, там отметили, что необходимо избежать излишней бюрократизации процесса организаций, осуществляющих благотворительную деятельность.
В Саратовской области по концепции пакетных проектов законов замечаний нет. Однако там считают, что инициативы являются “рамочными”, имеют множество отсылочных норм к документам, которые требуется дополнительно разработать. Кроме того, там предлагают ввести на уровне законодательства понятие “минимальный остаточный срок годности пищевых продуктов”.
Правительство Ярославской области также поддерживает все инициативы. Вместе с тем там считают, что финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона “О внесении изменений в статьи 149 и 170 части второй Налогового кодекса РФ в части совершенствования правового регулирования передачи товаров в благотворительных целях” требует доработки, так как не оценены возможные потери федерального бюджета.
Лишь два региона категорически не поддержали законопроекты. В Вологодской области считают, что новые нормы приведут к выпадающим доходам федерального бюджета, источники компенсации которых документом не определены. А в Ленинградской полагают, что механизм реализации фудшеринга законопроектом в полной мере не определен, поскольку основанием для освобождения от налогообложения являются лишь договор о передаче продукта и акт приема-передачи товаров налогоплательщиком.
Автор законопроектов, депутат от фракции “Единой России” Артем Метелев убежден, что торговые сети сегодня могут отдавать еду благотворительным организациям, НКО, специализированным фондам для раздачи населению.
– Но они этого не делают, а точнее, делают в очень маленьких объемах, потому что им выгоднее это утилизировать. Ведь если они отдают это фондам и НКО, то должны заплатить 20% НДС. А если они это утилизируют, то за это ничего не платят, – пояснил депутат.
Как сообщили источники в аппарате депутата, законопроекты готовятся к внесению в Госдуму в весеннюю сессию.
В Минпромторге сообщили, что ведомство рассмотрело документы.
– Минпромторг проинформировал Минфин (как ответственного за подготовку проектов заключений правительства на указанные инициативы) о концептуальной поддержке пакета законопроектов, – сообщили в министерстве.
Документы поступили в правительство, в настоящее время ведется работа по подготовке согласованной позиции федеральных органов исполнительной власти, сообщили в пресс-службе кабмина.
С социальной точки зрения уничтожение продуктов, пригодных для потребления, непозволительная расточительность – во многих странах товары с истекающим сроком годности и некондиционные стараются отдавать на благотворительность, отметил зампред правления ассоциации “Руспродсоюз” Дмитрий Леонов.
– Раздаче продуктов нуждающимся, как и передаче их в благотворительные фонды, в нашей стране мешают пробелы в налоговом законодательстве. А именно, участвуя в благотворительности, компании вынуждены платить налог (до 20% от стоимости товаров), – пояснил он.
По его словам, участие в фудшеринге обходится производителям и ритейлу дороже, чем утилизация. В итоге ежегодно на полигонах оказываются тонны еды, что в том числе негативно влияет на экологию.
– Если налоговое законодательство изменится, мы увидим расширение программ безвозмездной продовольственной помощи. Кроме того, развитие фудшеринга может благоприятно отразиться на экологии, потому что уменьшит объем пищевых отходов, а также сократит затраты на их утилизацию, – пояснил представитель бизнеса.
Торговые сети в целом положительно оценивают инициативы, направленные на снижение нагрузки при реализации социальных и экологических программ, сказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
– Сегодня ритейлеры активно развивают передачу непроданных товаров на благотворительность, поскольку помимо явной экологической пользы подобная практика имеет значительный социальный эффект, помогая компаниям поддерживать незащищенные слои населения. Однако для увеличения количества организаций – участниц программы и объемов оказываемой помощи бизнесу требуются определенные преференции. Отмена обязанности по восстановлению сумм НДС, принятых к вычету, позволит компаниям существенно расширить географию работы и поддерживать еще большее число людей, – пояснил представитель бизнеса.
По его словам, говоря о специфике фудшеринга, стоит отметить тот факт, что для масштабирования важно развивать сеть банков еды, увеличивать число волонтеров, помогающих НКО.
Также необходимо усиливать автоматизацию процессов, внедрять инновационные решения, которые позволят повысить результативность программы. Пилотные проекты членов АКОРТ – X5 Group и “Магнита” показали, что фудшеринг может быть эффективным инструментом социальной поддержки и серьезным подспорьем нуждающимся людям: в прошлом году помощь от ритейлеров получили порядка 315 тыс. человек из уязвимых социальных групп, подчеркнул Игорь Караваев.
По его мнению, ключевой вопрос для законодательных инициатив, связанных с фудшерингом, в грамотной проработке механизма реализации на всех этапах, начиная от определения адресатов помощи и заканчивая техническими аспектами, связанными с распределением ответственности между исполнителями, механикой передачи продуктов и контролем. Только в таком случае инструменты контроля и штрафы в ситуации выявленных нарушений будут эффективно работать, считает он.
Президент благотворительного фонда “Банк еды “Русь”” Юлиа Назарова считает, что законопроекты необходимо поддержать.
– По данным Росстата, в РФ за чертой бедности живут более 13 млн человек. В реальности нуждающихся гораздо больше. К счастью, фудшеринг имеет высокий потенциал и способен полностью закрыть потребность в продовольственной помощи. По нашим данным, если распределять хотя бы 1,2 млн т невостребованных продуктов, то можно было бы накормить всех россиян, находящихся в трудной жизненной ситуации, – пояснила она.
По ее словам, благотворительный фонд “Банк еды ” Русь”” развивает эту концепцию с 2012 года, и это самая крупная организация по раздаче товаров в России: она осуществляет около 90% фудшеринга в стране. К 2030-му банки еды планируется открыть во всех регионах страны.
– Каждый год мы распределяем в среднем 10 тыс. т продуктов, а помощь уже получают около 2 млн человек. Все это возможно благодаря развитой инфраструктуре, которая объединяет собственные отделения “Банка еды ” Русь”” и сотни партнерских НКО в 60 регионах России. В случае отмены НДС объем товарных пожертвований сразу же возрастет в десятки раз. Надо отметить, что стремительное развитие отрасли фудшеринга превышает операционные возможности и уровень компетенций благотворительного сектора, отмечается недостаток квалифицированных специалистов и волонтеров, которые могли бы качественно исполнять свои обязательства по распределению помощи среди нуждающихся, – отметила она.
Отмена НДС на продукты, передаваемые фудшеринг-сервисам, поможет сделать спасение еды экономически более привлекательным, чем ее отправка на мусорные полигоны. Благодаря этой мере появятся рыночные стимулы для снижения отходов, отметила исполнительный директор АНО “Фудшеринг” Александра Кумпан.
– Эта версия законопроекта об отмене НДС не совсем отражает суть фудшеринга. В налоговом законодательстве сейчас идет речь о товарной благотворительности. Фудшеринг таковым не является. Это элемент экономики замкнутого цикла, нацеленный на рациональное использование продовольствия, – пояснила она.